Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. Капитан Т. ISBN: 5-98322-342-9 2009 г., 5-е издание, 656 с., переплет, 14×21 см Учебник «Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми» составлен Т. Капитан на основании "Программы пропедевтической, факультетской и госпитальной педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений ІІІ-ІV уровней аккредитации". Предназначен студентам II-III курсов высших учебных заведений для подготовки к практическим занятиям по курсу пропедевтики детских болезней с уходом за детьми. В книге изложены базисные знания педиатрии, при изучении которых рассматриваются следующие вопросы: - возрастные особенности роста, развития, формирования всех систем детского организма; - методика осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации внутренних органов и систем у детей; - объем обследования больных при детских заболеваниях; - семиотика основных поражений различных систем и организма в целом; - клиническая трактовка полученных данных общего и дополнительного обследования больных. В этот учебник по пропедевтике детских болезней вошли все вопросы согласно программе обучения. Раздел ухода за ребенком, который изучается одновременно с пропедевтикой детских болезней, введен исключительно по просьбе студентов, как отечественных, так и студентов-иностранцев II – III курсов. В издании учтены замечания студентов, а также выполнены их рекомендации и просьбы: - основные моменты текста подчеркнуты или выделены жирным шрифтом; - чаще текст написан в стиле перечисления основных вопросов; - имеется большое количество демонстративных фотографий; - даны примеры написания некоторых разделов истории болезни; - представлены не только нормативные данные лабораторных методов обследования, но и их патологические изменения с трактовкой результатов; большинство анализов имеют настоящий, «живой» вид; - представлена краткая характеристика жизни и научной деятельности большинства известных научных исследователей, ученых (указаны страна и время их жизни) - описаны методы и средства расчета всех видов вскармливания ребенка, а также разные варианты задач с их решением, что значительно облегчит подготовку студентов в домашних условиях; - дана краткая характеристика многих заболеваний, что соответствует программе изучения пропедевтики детских болезней и, что не менее важно, значительно облегчает изучение студентами II – III курсов многих симптомов патологических состояний; - в приложении имеются схема истории болезни, центильные таблицы, диетические столы, основные нормативные анализы лабораторного обследования всех изученных систем; - для студентов-иностранцев много слов переведено на английский язык.
Содержание
Список сокращений. Перечень латинских медицинских выражений, их сокращений и значений на русском языке. Введение. История развития педиатрии. Этика и деонтология педиатра. Общие вопросы педиатрической службы и ухода за ребенком. Детские лечебно-профилактические учреждения. Понятие о здоровье детей. Работа детской больницы. Правила гигиены. Лечебные ванны. Пролежни. Организация работы медицинского персонала детского отделения. Правила введения лекарственных препаратов. Знакомство с историей болезни. Общий осмотр ребенка. Периоды детского возраста. Физическое развитие ребенка. Критерии оценки физического развития. Вариабельность физического развития. Нервно-психическое развитие ребенка. Анатомо-физиологические особенности. Оценка нервно-психического состояния. Синдромы поражений и заболевания нервной системы. Правила наблюдения за детьми для нормального развития нервной системы. Уход за ребенком с патологией нервной системы. Понятие о госпитализме. Кожа и подкожная клетчатка. Кожа. Подкожный жировой слой. Синдромы поражений. Лимфатические узлы. Уход за ребенком. Костная система. Анатомо-физиологические особенности. Семиотика поражений и заболевания костной системы. Мышечная система. Анатомо-физиологические особенности. Семиотика поражений. Уход за ребенком при заболеваниях костно-мышечной системы. Введение в неонатологию. Пограничные состояния. Понятие о зрелости новорожденного. Понятие о недоношенности. Первичный туалет новорожденного. Уход за новорожденным. Патронаж новорожденных. Санитарно-гигиенический режим отделения новорожденных. Актуальные данные. Дыхательная система. Анатомо-физиологические особенности. Порядок и методика клинического обследования. Понятие о дыхательной недостаточности. Дополнительные методы обследования. Заболевания органов дыхания. Уход за ребенком. Органы пищеварения. Анатомо-физиологические особенности. Порядок и методика клинического обследования. Дополнительные методы обследования. Синдромы поражений и заболеваний. Уход за ребенком. Вскармливание детей. Естественное вскармливание. Искусственное вскармливание. Смешанное вскармливание. Особенности вскармливания недоношенных детей. Актуальный вопрос. Питание детей преддошкольного возраста. Диетические столы. Сердечно-сосудистая система. Анатомо-физиологические особенности. Порядок и методика клинического обследования. Недостаточность кровообращения. Дополнительные методы обследования. Синдромы поражений и заболевания. Уход за ребенком. Кровь и кроветворная система. Этапы кроветворения у плода. Анатомо-физиологические особенности костного мозга. Порядок и методика клинического обследования. Дополнительные методы обследования. Синдромы поражений и заболевания. Уход за ребенком. Основы иммунологии. Органы иммунной системы. Врожденный неспецифический (естественный) иммунитет. Приобретенный специфический (адаптивный) иммунитет. Синдромы поражений. Система почек и мочевыводящих путей. Анатомо-физиологические особенности. Порядок и методика клинического обследования. Дополнительные методы обследования. Синдромы поражений и заболевания. Уход за ребенком. Эндокринная система. Уход за ребенком. Обмен веществ и энергии. Обмен белков. Обмен жиров. Обмен углеводов. Водно-солевой обмен. Кислотно-щелочное состояние. Витамины в педиатрии. Значение и семиотика нарушений. Приложения. Приложение 1. Схема истории болезни. Приложение 2. Физическое развитие ребенка. Приложение 3. Оценка нервно-психического развития ребенка на первом году жизни. Приложение 4. Содержание основных ингредиентов в пищевых продуктах. Приложение 5. Диетические столы. Приложение 6. Нормативные показатели разных видов обследования детей. Приложение 7. Коэффициенты пересчета единиц, подлежащих замене, в рекомендуемые единицы. Алфавитный указатель. Литература.
|