Неврология Практикум к занятиям в клинике неврологии. Скоромец А.
Практикум к занятиям в клинике неврологии. Скоромец А.
Цена за шт. (шт):
320 руб.
Практикум к занятиям в клинике неврологии. Учеб. пособие Скоромец А.А, Скоромец А.П, Скоромец Т.А.
ISBN: 978-5-98322-683-8 2011 г. 288 с. : ил.
С учетом современных достижений науки в учебном пособии к практическим занятиям по нервным болезням изложены основы анатомии и физиологии нервной системы, описаны важнейшие неврологические симптомы, признаки и синдромы, дана их трактовка, направленная на выяснение локализации патологического очага. Особое внимание уделено методике выявления нарушения той или иной функции нервной системы. Описаны современные дополнительные методики исследования больных в условиях поликлиники и неврологического стационара. Приведена схема написания истории болезни. Текст иллюстрирован фотографиями, наглядными схемами, что должно облегчить усвоение изучаемого предмета. Учебное пособие "Практикум к занятиям в клинике неврологии" написано в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития РФ, и предназначено для студентов медицинских институтов. В руководстве 128 рисунков, 7 таблиц.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие
Раздел I. Симптомы и признаки нарушений отдельных функций нервной системы и методики их исследования Глава 1. Рефлексы и методики их исследования Глава 2. Расстройства произвольных движений (параличи, парезы) Глава 3. Расстройства общей чувствительности Глава 4. Расстройства функций черепных нервов I пара. Обонятельный нерв - n.olfactorius II пара. Зрительный нерв - n.opticus III пара. Глазодвигательный нерв - n.oculomotorius IV пара. Блоковый нерв - n.trochlearis VI пара. Отводящий нерв - n.abducens V пара. Тройничный нерв - n.trigeminus VII пара. Лицевой нерв - n.facialis VIII пара. Преддверно-улитковый нерв - n.vestibulocochlearis IX пара. Языкоглоточный нерв - n.glossopharyngeus X пара. Блуждающий нерв - n.vagus XI пара. Добавочный нерв - n.accessorius Willisii XII пара. Подъязычный нерв - n.hypoglossus Глава 5. Расстройства координации движений Глава 6. Экстрапирамидные расстройства Паркинсонизм Экстрапирамидные гиперкинезы Глава 7. Расстройства вегетативной нервной системы Вегетативная иннервация глаз Иннервация мочевого пузыря и расстройства мочеиспускания Расстройства дефекации Дермографизм Пиломоторные рефлексы Потоотделение Кожная температура Глава 8. Расстройства гнозии, праксии, речи Агнозии Апраксин Афазии
Раздел II. Топическая диагностика очаговых поражении нервной системы Глава 9. Поражения спинного мозга и спинномозговых нервов Поражение спинномозговых нервов Поражение плечевого сплетения Поражения поясничного сплетения и бедренного нерва Поражение крестцового сплетения, седалищного нерва и его ветвей Глава 10. Поражения ствола мозга и черепных нервов Глава 11. Поражения подкорковых отделов мозга Таламус Белое вещество полушарий и внутренняя сумка Подбугорная область Глава 12. Поражения отдельных долей головного мозга Теменные доли Лобные доли Височные доли Затылочные доли Глава 13. Поражение оболочек мозга, изменения цереброспинальной жидкости Глава 14. Дополнительные методы обследования неврологических больных
Приложение Ответы на ситуационные задачи Литература
ПРЕДИСЛОВИЕ В 1975 г. одним из авторов (А.А.Скоромец) подготовлен учебник по общей неврологии, который был издан в 1977 г. совместно с редакторами-профессорами Д.К.Богородинским и А.И.Шваревым под названием «Руководство к практическим занятиям по нервным болезням». Это издание получило признание студентов и преподавателей кафедр нервных болезней страны. В 1979 г. этот учебник был переведен на испанский язык и используется для преподавания в Латинской Америке, на Кубе и в других испаноязычных странах. В 1985 г. было предложено его переработать и расширить как руководство для подготовки врачей-неврологов. Первый выпуск под названием «Топическая диагностика заболеваний нервной системы» выпущен издательством «Медицина» в 1989 г. В последующие годы в переработке этого руководства приняли участие специалисты по детской неврологии (проф. А.П.Скоромец) и по нейрохирургии (проф. Т.А.Скоромец). Вышло уже 7 изданий этого руководства для врачей. Вместе с тем многие преподаватели вузовских кафедр неврологии просили переиздать «студенческий» вариант учебника по общей неврологии исходя из фактического лимита времени по программе преподавания нервных болезней в вузах России. Этот вариант учебника вы и держите в руках. Для начинающего изучать нервные болезни следует сказать, что в XX в. в Советском Союзе специалиста-невролога называли «невропатолог». Однако в других странах невропатолог - это специалист по патоморфологии нервной системы (нейрогистолог). Поэтому с 1980-х годов в номенклатуру медицинских специальностей введена специальность «невролог». Невролог занимается изучением заболеваний нервной системы, их распознаванием, предупреждением и лечением. Эта медицинская специальность представляет собой раздел более широкой научной дисциплины - неврологии, с теоретической частью которой студенты знакомятся уже на первых курсах при изучении анатомии, гистологии, эмбриологии, биохимии, нормальной и патологической физиологии нервной системы. Для занятий в клинике студенту необходимо восстановить в памяти полученные ранее теоретические знания. Поэтому в каждой главе книги приводятся относящиеся к теме краткие анатомо-физиологические данные, затем описываются методика обследования больного и клиническая картина неврологических расстройств. История создания классической неврологии от школы профессора Шар-ко, затем немецких, испанских и отечественных неврологов изложена в современных учебниках («Неврология и нейрохирургия» Е.И.Гусева и соавт., 2007-2009; «Нервные болезни» А.А.Скоромца и соавт., 2005-2009; и др.). Основатели русской неврологии стажировались в первых психоневрологических клиниках Западной Европы и своими исследованиями создали петербургскую (проф. В.М.Бехтерев) и московскую (проф. М.А.Кожевников) школы. Нашими живыми учителями неврологии были проф. Д.К.Богородинский (ученик проф. М.А.Захарченко - последователя московской школы неврологов) и доцент Е.С.Кирпичникова (ученица проф. М.П.Никитина - преемница петербургской школы). Вряд ли можно стать специалистом-практиком, осваивая информацию только при чтении соответствующей литературы. Всегда необходим живой контакт с преподавателем. Даже для зрелых специалистов организуются мастер-классы по усвоению новых методических приемов исследования и лечения любых заболеваний человека. Сложнее выполнить задачу первичного усвоения профессиональной информации о различных болезнях человека, с чем и имеет дело студент медицинского вуза. Несмотря на наличие большого количества уже вышедших в свет учебников по нервным болезням, к нам поступали многочисленные просьбы от преподавателей клинической неврологии вузов России издать такое руководство к практическим занятиям, которое соответствовало бы лимиту времени студента на освоение программы подготовки в вузе врача лечебного профиля. Первый раздел практикума построен по функциональному принципу. Освещены методики обследования больных: выяснение анамнестических сведений о жалобах пациента (субъективные ощущения больного относятся к симптомам), приемы выявления отдельных объективных признаков, отношение их к поражениям определенных участков мозга и нервов. Во второй части, построенной на топографоанатомической основе, приведены синтезирующие данные по локализации очага с учетом совокупности всех развившихся у больного расстройств. Педагогический опыт показал, что при изучении общей части клинической неврологии удобна такая последовательность: после знакомства студентов с рефлексами и их изменениями (глава 1), двигательными функциями и параличами (глава 2), расстройствами кожной и глубокой чувствительности (глава 3) можно приступить к изучению диагностики поражений спинного мозга и спинальных нервов (глава 9). Исследования функций черепных нервов (глава 4) целесообразно сочетать с данными поражений ствола мозга (глава 10). Изучение высших мозговых функций (глава 8) может быть связано с топической диагностикой поражений отдельных долей больших полушарий мозга (глава 12). Главная задача руководства - помочь студенту и начинающему врачу научиться клиническому исследованию нервной системы, приобрести умение выявлять признаки расстройства ее функций, овладеть методом топической диагностики. Головной мозг в процессе жизни формирует программы через усвоение информации, полученной в результате приобретения индивидуального опыта, другими словами - получает и усваивает знания. Можно выделить несколько уровней усвоения информации головным мозгом: 1) знания-знакомства (первое поступление информации в мозг); 2) знания-копии (повторная внешняя информация сопоставляется в памяти и узнается); 3) знания-умения (способность воспроизвести и реализовать на практике возникающие задачи); 4) знания-трансформации (творчество). Программа преподавания неврологии предусматривает необходимость усвоения части фактического материала до уровня знаний, а части - до умений. В соответствии с требованиями программы по нервным болезням и нейрохирургии в результате обучения студент должен знать: 1) клинические методы исследования нервной системы; 2) основные симптомы, признаки и синдромы поражения нервной системы; 3) основные и дополнительные методы обследования неврологических больных; 4) показания и противопоказания к проведению люмбальной пункции и исследованию ликвора (цереброспинальной жидкости), кранио- и спон-дилографии, рентгеновской компьютерной томографии (КТ) головного и спинного мозга, магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного и спинного мозга, однофотонной эмиссионной компьютерной томографии, ультразвуковой допплерографии, ультразвукового дуплексного и триплексного сканирования сонных и позвоночных артерий, транскраниальной допплерографии, ангиографии сосудов мозга, эхоэнцефалоскопии, электромиографии, электронейромиографии, электроэнцефалографии и методике исследования вызванных потенциалов; 5) этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний нервной системы; 6) показания и противопоказания к нейрохирургическому вмешательству; 7) врачебную тактику при неотложных неврологических состояниях; 8) организацию ухода за неврологическими больными; 9) реабилитацию и профилактику болезней нервной системы. Студент должен уметь: 1) провести расспрос, собрать анамнез и сгруппировать жалобы (симптомы) по отдельным системам мозга у неврологических больных; 2) исследовать неврологический статус; 3) выявить признаки поражения нервной системы и последовательность их развития, а также сгруппировать признаки в синдромы, установить топический и предварительный патогенетический клинический диагноз; 4) составить план обследования неврологического больного; 5) оценить результаты основных и дополнительных методов обследования; 6) поставить клинический диагноз основных болезней нервной системы; 7) провести диагностику и экстренное лечение неотложных неврологических расстройств (ишемический инсульт, кровоизлияние в мозг, субарахно-идальное кровоизлияние, острая травма черепа и головного мозга, травма позвоночника и спинного мозга, эпилептический статус, миастенический и холинергический криз, менингит, энцефалит); 8) организовать уход за неврологическим больным; 9) осуществить реабилитацию и профилактику основных неврологических заболеваний. Уже к IV курсу обучения в медицинском вузе студенты осознают, что наиболее сложно организованная материя на планете Земля - это мозг человека. Все остальные органы и системы, составляющие целостный организм, предназначены именно для обслуживания мозга (например, питать мозг - сердечно-сосудистая, кроветворная, дыхательная и пищеварительная системы; сохранять мозг - кости черепа и позвоночника, иммунная система, печень, почки; размножать - репродуктивная система; переносить в пространстве - костно-мышечная система и т.п.). Вместе с тем нервная система осуществляет координирующее влияние на все структуры организма (И.П.Павлов правильно это обозначил «нервизмом»). При нарушении взаимосогласованной деятельности всех систем организма развивается болезненное состояние (болезнь). Поэтому все болезни можно разделить на первично неврологические с нейросоматическими проявлениями и вторичные (сома-тоневрологические болезни) с разными этиологическими и патогенетическими (молекулярно-генетическими) факторами.
Доступен
На складе: 2
Вас, возможно, заинтересуют следующие товары:
Нервные болезни. Скоромец А.А., Скоромец
1 100 руб.
Дифференциальный диагноз в неврологии. Бассетти К., Мументалер М.
3 000 руб.
Неврология. Справочник. Берлит П (2-е издание)
600 руб.